На страницу Контакта если есть желание купить или заказать картину, ширму, деталь интерьера


Мальва

Печать Вячеслава Синкевича

В живописи сторонись шести духов: вульгарности, ремесленничества, 
горячности кисти, небрежности, «женских покоев», пренебрежения тушью.

Ц зоу И-чуй, XVII в.

 
Весенне утро.
Над каждым холмом безымянным
Прозрачная дымка.
 
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.
 
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.
 
Японский интерьер Печать E-mail
Оглавление
Японский интерьер
Традиционный интерьер
Аксессуары
 

Аксессуары

Как уже говорилось, японское жилище в эстетическом смысле - это прежде всего изысканная пустота при легко изменяемом, мобильном интерьере, что достигается благодаря раздвижным стенам, меняющим периметр. Акцент, разумеется, - на материалах и качестве отделки. Немногие, но обязательно высшего качества, аксессуары должны подчеркивать и завершать эстетическое восприятие такого помещения.
В декоративно-прикладном искусстве японцам нет равных. С чем бы они ни работали, будь то бамбук, дерево, медь, железо, глина и прочее, японские мастера стараются по максимуму использовать природную красоту и особенности каждого из этих материалов.
Позаимствовав типы художественных изделий и навыки их исполнения у своих континентальных соседей, преимущественно китайцев, японцы успешно использовали этот опыт. Танские изделия из яшмы, нефрита и бронзы, сунская и минская керамика и фарфор - все это прилежно повторяла Япония, точно следуя китайским канонам, однако вещам был свойствен явно японский оттенок.
В VIII веке буддизм все заметнее обретал черты государственной религии, что выражалось в прямой поддержке его императором и аристократической верхушкой. На смену аскетическому культу синто пришел буддийский ритуал с его богатой утварью, роскошными интерьерами храмов, живописью и скульптурой. Естественно, потребовалось большое количество мастеров, способных удовлетворить растущие запросы.
Японская аристократия в ту эпоху с некоторым пренебрежением относилась ко всему отечественному, так что художникам пришлось постараться, чтобы заслужить признание.
С X по XII век, в период Хэйан, который называют золотым веком японской культуры, постепенно вырабатываются и чиста национальные тенденции. Формируется; классическое искусство страны. Образцы декоративного творчества этой эпохи считаются эталонными. Фарфор, изобретенный в эпоху Тан в Китае, в те же времена проник и в Японию. Тогда, в начале VII века, японцы восхищались этими поделками как несказанной редкостью и драгоценны ми произведениями зарубежного гений Стоили они соответственно.
В конце периода Камакура (XII-XIV вв. японец Като Кагэмаса посетил Сунскую империю, где изучил знаменитое и распространенное на континенте искусство керамики. В Японию он вернулся с соответствующей технологией.
С появлением в XVII веке мастерских фарфор, называемый «сэтомоно», стал доступен обычным людям, заменив негигиеничную деревянную посуду. То, что раньше использовалось в священных ритуалах и императорских дворцах, появилось и в крестьянской хижине. Такой прорыв японские ученые считают огромным достижением в развитии культуры страны, поскольку это дало возможность приобщиться к прекрасному самым низшим слоям населения.
Чайные церемонии стимулировали дальнейшее развитие керамики, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения старинных японских художников-керамистов. В Японии они стоят десятки тысяч долларов.
В XVI - начале XVII века строятся заводы по производству фарфора Изделия с прекрасной надглазурной росписью тремя цветами - синим, красным и золотом - преимущественно экспортируются на Запад. Мотивы росписи были традиционными - травы, цветы, пейзажи.
Хотя кобальт у японцев не имел такого синего цвета, как в Китае, японские изделия ценились благодаря их изяществу. Особенно ими восхищались родоначальники европейского фарфора - австрийцы. Японцы же очень ценили свой фарфор из Кутани с рисунком, где по черному контуру осуществлялась роспись изумрудно-зелеными, соломенно-желтыми и пурпурными красками - сочетание, которое изобрел Морикаге, известный художник школы Кано.
В Сацуме изобрели так называемый парчовый стиль росписи по фону, покрытому сеточкой трещинок - кракле. В Киото работал великий керамист XVII века - Нинсей, который, используя чисто японскую эстетику, подарил миру сочетание синего, зеленого и золота на кремовом фоне. Главные мастера цветных глазурей и каменной массы также располагались в Киото и Сацуме. Их изделиям присуща искусная грубоватость. Именно они всегда оставляли фрагмент изделия, не покрытый глазурью, чтобы можно было полюбоваться глиной.
Для японской керамики, предназначенной для чайной церемонии, характерно отрицание симметрии и геометрической правильности форм, предпочтение глазури, вскипевшей и легшей неровными затеками, ибо в этом японцам видится некая природность материала, его естественность. Керамика, по их мнению, должна не только не избегать а, напротив, сохранять следы человеческих рук, их прикосновений. Нужно дать проявить себя материалу, считают они, и когда говорят, что керамист учится у глины, резчик у дерева, а чеканщик у металла, то имеют в виду именно это.
В первородном отсутствии завершенности отчетливо ощущается созвучность самым современным вкусам - например, не только тяге к «этно», но и определенной «экологичное».
Японские керамисты считают, что их древние традиции не случайно сомкнулись с последними веяниями моды. В мире техногенной цивилизации, мире новых материалов и генномодифицированных продуктов, человек не может не испытывать тяги к натуральному и естественному. Поэтому искусство, доктринирующее близость к природе своим подходом к материалу, подчеркивающее свою рукотворность, становится очень востребованным в нашей современной жизни.
Всем известно японское искусство нэцкэ, привлекшее сотни тысяч коллекционеров по всему миру. Нэцкэ - это небольшой предмет с дырочкой, в которую продевался шелковый шнурок, и служивший противовесом для закрепления на поясе кимоно всяких мелочей. Брелок типа нэцкэ существовал у всех народов, в национальной одежде которых не было карманов. Это произведение мелкой пластики из разных материалов - слоновой кости или дерева, высотой от двух до десяти сантиметров. Сами нэцкэ появляются в XVII веке. Они бывают не только объемными, но и плоскими - мандью (лепешки), часто украшенными металлической рельефной вставкой. Работой с нэцкэ прославились в основном мастера XVIII века, такие как Судзаи, Рюса, Та мота да.
С XII века в Японии периода Хэйан развивается лаковое производство. Появляются лаки, присыпанные золотой пудрой. Создавая свои знаменитые шкатулки и ширмы, работает с лаками блистательный мастер живописи Корин Огата (1658-1716). Для приготовления самого лака использовался млечный сок дерева, которое так и называется «лаковым». На воздухе он становится бурым, а вскоре чернеет. Японцы добавляли в него киноварь, получая красный лак, или золото, чтобы получился золотой.
Японский лак очень прочен и стоек к атмосферным воздействиям. Старинные изделия со временем не теряют ни блеска, ни красоты.
Как очень характерный вид декоративно-прикладного искусства Японии нельзя не упомянуть великолепные цубы - гарды мечей, страсть коллекционеров всего мира и образцово-показательные изделия специалистов по обработке металла. Искусство работы старых японских мастеров с обычным железом иначе, как ювелирным, не назовешь.
Ковры в Японии начали изготавливаться с XVII века исключительно для нужд высших слоев населения страны. Ткались они рыхло, материалом служили хлопок, пенька, реже овечья шерсть. С конца XIX века японские ковры стали появляться и на европейском рынке.
Япония на уровне государственной политики очень поддерживает свои традиционные ремесла, таким образом стимулируя их развитие.
Куклы в Японии носили религиозно-мистический характер, они первоначально изготовлялись из глины, потом из дерева. Сейчас процесс производства кукол очень сложный, многоступенчатый. Над каждой куклой работают несколько высококвалифицированных мастеров. Эти люди пользуются в стране большим уважением, а лучшие изделия возведены в ранг национального достояния. Японские куклы -предмет коллекционирования, часто устраиваются выставки, на которых коллекции выставляются на всеобщее обозрение. Куклы играют очень большую роль в таких крупных японских праздниках как праздник девочек и праздник мальчиков. Во время праздника девочек - кукол расставляют на специальном ступенчатом шкафу, в порядке, отображающем иерархию Императорского дома. На верхней ступеньке - император с императрицей, дальше куклы располагаются согласно табели о рангах. Куклы, которые используются в день праздника мальчиков, отображают национальных героев, каждая имеет свое лицо, свою историю.
Искусство и ремесло нигде не находятся в такой тесной взаимосвязи, как в Японии. Порой практически невозможно отличить, где художник, а где ремесленник. Ощущение своей принадлежности к Природе и чувство стиля нигде так не связаны между собой, как в японском искусстве и благодаря тесному соединению этих чувств, породившему особый вид творческой интуиции, японцы должны быть признаны одним из самых художественно развитых народов на Земле.
Японские архитекторы и дизайнеры всемирно признаны и работают во многих фирмах Старого и Нового света. Японской школе, тяготеющей, как уже говорилось, к минимализму, присуща лаконичность, использование как натуральных материалов, так и сочетания их с передовыми технологиями - в этом отношении японцы лидируют в мире. После Второй мировой войны Япония, оправившись от тяжелых потрясений, вступила в период ускоренного экономического роста. В строительстве началась эра бетона, и инженерная архитектура Японии вышла на один из высших уровней в мире.
И уже летняя Олимпиада в 1964 году продемонстрировала значительный прогресс японской архитектурной мысли и практики. К этому времени был построен спортивный комплекс, спроектированный Танге Кэнзо. Здание олимпийского стадиона имеет оригинальную изогнутую крышу, воскрешающую японские традиции. Танге с конца 60-х годов создает ряд проектов зданий и комплексов, в которых последовательно развивает идею пространственной архитектуры, уподобляя здания растущему дереву.
Сейчас гибкая пространственная структура стала почти обязательной характеристикой возводимых в Японии зданий. Так, Комплекс небоскребов на западе центрального Токио стал символом экономической мощи Японии. В 1991 году в районе Синдзякю по проекту Танге было построено самое высокое в Токио здание - Токийский муниципалитет высотой 243 метра. Национальными традициями проникнуты проекты Андо Тодау, в построенных им зданиях всегда продуман доступ к естественному свету, к природе, благодаря чему обитатели могут насладиться незабываемыми картинами, наблюдая, например, смену времен года. Мировую известность получила также деятельность Кионоры Кутутаке, Курокавы Кисе, Маки Фумихику, Исудзаки Оратэ...



 
« Пред.