Весенне утро. Над каждым холмом безымянным Прозрачная дымка. |
Право, приятно, Когда развернёшь наугад Древнюю книгу И в сочетаниях слов Душу родную найдёшь. |
Сколько воспоминаний Вы разбудили в душе моей, О вишни старого сада! |
Как свищет ветер осенний! Тогда лишь поймете мои стихи, Когда заночуете в поле. |
О китайской каллиграфии |
![]() |
![]() |
Возможно, Вы удивитесь, но не музыка, не поэзия и даже не живопись стоят во главе искусства Поднебесной. Образованный человек в древнем Китае в первую очередь должен был овладеть искусством каллиграфии, а уже затем живописью, стихосложением и игрой на цине. Умение красиво начертать иероглифы свидетельствовало не только об учености, но и о высоких моральных качествах, которые в конфуцианстве не неотделимы от изящного почерка. Инструменты каллиграфа мало отличались от инструментов художника: мягкие кисти разной толщины, палочка туши, тушечница, бумага или шелк — все это непременно было на рабочем столе обоих мастеров. Да и базовые движения кистью каллиграфа и навыки в написании иероглифов, безусловно, схожи с базовыми движениями кисти художника. В каллиграфии, как и в живописи, важна сила нажима на кисть, от чего уже варьируется толщина линии, насыщенность туши, энергичность и сила готовой картины. Писали обычно сидя за столом и в компании друзей, иногда смакуя рисовое вино. Естественно, что художник при этом был максимально расслабленным, движения его были доведены до автоматизма, а владение кистью настолько совершенным, что он мог выявить духовную структуру образа, раскрывая за внешней оболочкой невидимый глазу характер этой вещи. Поэт и художник XI века Су Ши так описал процесс своего творчества: «Когда моя кисть касается бумаги, Она двигается быстро, словно ветер. Мой дух охватывает целое До того, как кисть оставляет след». Эти строки помогаю понять, почему китайские мастера пишут и рисуют быстро, их движения раскованы и легки, а черновиков или набросков и вовсе нет: просто не должно быть никаких препятствий в выражении сути вещей, а иначе ее не передать. Доказательством того, что каллиграфия китайцами уважаема даже больше чем живопись, служат множественные печати и подписи, которые нередко красуются прямо в центре картин. У европейцев это вызывает недоумение, у китайцев – восторг)) |
« Пред. | След. » |
---|