Вороне бог послал

Печать Вячеслава Синкевича
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.
 

Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...

 

Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...

 

Цветы увяли.
Сыплются, падают семена,
Как будто слезы...

 
Влияние искусства Дальнего Востока на художественное оформление тканей в творчестве современных пете Печать E-mail

Петербургского художника Вячеслава Григорьевича Синкевича вдохновило искусство мастера национальной китайской живописи гохуа Ци Байши (1863-1957). Традиция Гохуа определила выбор художником дальнейшего развития его творчества. Н. Виноградова отмечает:»Изображая цветы и фрукты, овощи, рыб и насекомых как часть окружающего человека огромного мира, полного света и радости, Ци Байши сумел в пределах традиционного жанра выразить необычную полноту жизни, передать её многообразие и богатство так, как это не удавалось до него ни одному из его современников»[5]. Не случайно, изучая произведения Ци Байши, Вячеслав Синкевич старался постичь как технику, так и саму философию китайской живописи в её тонком чувстве природы, поэтике и размышлении о мироздании.

Сам термин гохуа возник на рубеже ХIX — XX веков. Этим терминомобозначалась китайская традиционная живопись тушью и растительными или минеральными водяными красками на шёлке или бумаге. В гохуа соединены живопись, графика и каллиграфия. Характерными мотивами этого направления являются изображения людей, гор и вод, цветов и птиц. Художники гохуа используют канонические техники и приёмы нанесения живописных пятен, линий и штрихов. С их помощью можно было выразить образ предмета и состояние природы. При тонком прикосновении кисти к поверхности листа художник может передать и утреннюю дымку, далёкие, скрытые за облаками горы и струящиеся ледяные потоки рек и ручьев. Иными штрихами можно изобразить травы, передавая ощущения их трепета на ветру, или полет стрекозы. Большое значение уделяется нейтральному фону как одному из главных составляющих композиции. Художник создавая перспективу как бы с высоты птичьего полета, передаёт ощущениенеограниченного пространства. Это характерная черта китайской живописи.

Вячеслав Синкевич так говорит о своём искусстве: «В живописи я приветствую, прежде всего, импровизацию, которая и является ключём к настоящему творчеству». На рисунках сделанных для коллекции декоративных шарфов в традиции гохуа, изображены не только китайские пионы и хризантемы, но также травы и цветы России. Красота Русских иван-чая, мальвы, дельфиниума, бальзамина, колокольчиков раскрывается здесь благодаря выразительным средствам китайской живописи. Одной из главных качеств живописи Китая – достижение гармонии и покоя, что ценилось больше, чем яркие, динамические эмоции. Это черта является определяющей для работ В.Синкевича. В изображении дельфиниума и иван-чая этот эффект был достигнут при помощи округлых по форме цветовых пятен, с мягкими переходами от темного к светлому. Изображение колокольчиков воспринимается более динамично. Состояние покоя в них достигнута благодаря равновесию цветовых пятен и линий. Эти приемы позволили наполнить разнящиеся по своему облику растения гармонией мироздания.

На посвященных Санкт-Петербургу платках из коллекции «Белые ночи черной тушью» изображены виды канала Грибоедова с его изгибами и мостами. Они даны мягкими, растекающимися мазками туши, напоминающими предрассветные тени на стенах домов и их отражения в воде. На одном из платков четкими линиями очерчен узор решётки на переднем плане. Мягкими и словно тающими в тумане кажутся представленные в глубине композиции фонари и мост. Изображение выполнено в традициях древней китайской живописи, в которой чем предмет дальше от зрителя, тем более мягкими и условными кажутся его очертания. Рисунки на платках выполнены в технике монохромной туши средствами «сеи» - живописной манеры, означающей «выражение идеи». Так В.Синкевичу удалось передать ощущение тишины и прозрачности белых петербургских ночей. Работая в этой манере, художник намеренно опускает детали при изображении объекта и выделяет главное. Способность туши свободно растекаться по влажной поверхности листа даёт момент импровизации и непосредственности воплощения замысла, так ценимой автором. Она позволяет подчеркнуть неповторимость каждого момента жизни и запечатлеть этот миг. Обращаясь к традиционной китайской живописи, Вячеслав Синкевич выразительно воплощает образ Петербурга – города, принадлежащего европейскому культурному пространству, а также находит удивительно гибкий и выразительный язык для изображения цветов.

 

Искусствовед М.Д. Гусарова

Статья посвящена рассмотрению влияния искусства Дальнего Востока на художественное оформление тканей в творчестве современных петербургских художников.

 
« Пред.   След. »